Троцкий и Сталин: два лика Революции. Часть первая

10.03.2010 / 12:31
В качестве дискуссионного материала предлагаем публикацию Александра Бузгалина, которая по-своему трактует развитие социалистической идеи и ее преломление на практике.

Новая волна внимания к Сталину становится все более мощной. И дело здесь не в юбилее: в 2009 году исполняется 130 лет со дня рождения и другого крупнейшего деятеля революции - Троцкого, но он, похоже, совсем не интересует нынешнее российское общество. Дело в гораздо более глубоких социально-экономических и политико-идеологических резонах. Именно о них, о причинах новой волны сталинизма и возможных - из нашей истории произрастающих - альтернативах и пойдет речь ниже.

Сразу о главном: Троцкий и Сталин в новейшей истории нашей Родины - это не столько реальные исторические фигуры, сколько символы, абстракции, отделенные историей от реальных физических лиц. И тот и другой являются персонификацией двух объективно противоречивых тенденций, порожденных Октябрьской революцией 1917 года и продолженных в процессе «строительства социализма».

Первая - осуществляемое прежде всего партийно-государственным аппаратом диктаторски-патриархальное строительство «державы» под прикрытием лозунгов о социализме и на базе действительных тенденций генезиса нового общества. Это была даже не тенденция, а определенная объективно сложившаяся траектория социальной эволюции. В ней порожденные Октябрьской революцией ростки социального творчества масс оказались деформированными вследствие недостаточных предпосылок их реализации - и эта деформация была в той или иной мере неизбежна. А также дополненными наиболее устойчивыми, традиционными для Российской империи добуржуазными отношениями - патриархально-традиционными формами коллективизма, личной зависимостью и внеэкономическим принуждением, сословными границами в обществе, диктаторскими формами политической организации и превращаемой в религию идеологией.

Именно эта тенденция была реализована в СССР на практике. Именно с ней (насколько справедливо - об этом ниже) связывают сегодня основные успехи нашей страны ее действительные и мнимые патриоты. И это не случайно: формирование сильного государства было приоритетом для сталинской политики. Причем государства в самом широком смысле этого понятия. Прежде всего - как мощного аппарата власти (административной, военно-политической, идеологической). Но еще и как значимого субъекта геополитики (державы). И в последнюю очередь - как общества, или союза личностей, проживающих на данной территории и связанных воедино некоторой системой отношений и ценностей.

Символом этой державной политики и стал Сталин. Почему именно Иосиф Джугашвили - грузин (по нынешней терминологии - «лицо кавказской национальности»), семинарист и далеко не самый активный и талантливый из советских лидеров - превратился в Сталина и стал сегодня символом сильного государства в глазах самых разных социально-политических сил (прежде всего русских националистов), - к этому вопросу мы еще вернемся. Сейчас же зафиксируем лишь один тезис: Сталин в нынешней политике и идеологии - это не столько особый индивид, сколько знак. Итак, в СССР с конца 1920-х годов Сталин стал представителем патриархально-консервативных сил, которые все более насаждали патриархально-насильственные (добуржуазные) методы сохранения системы. Отсюда - приоритет государства, аппарата насилия (типичные для позднефеодальных и азиатских обществ), полукрепостнических (отсутствие паспортов у колхозников, прописка) и полурабских (использование в массовых масштабах труда заключенных) форм экономической организации, значительный элемент патриархальности и великодержавного шовинизма в идеологии и т.п. Однако энергия собственно социалистической тенденции (и внутри СССР, и в мире), с одной стороны, ограничивала сталинизм в его инволюции к добуржуазным институтам, с другой - служила опорой для сохранения и развития страны: СССР как абсолютно несоциалистическая система в XX веке был бы уничтожен. Без опоры на действительный массовый подвиг коммунистов и всех тех, которые их поддерживали в СССР и в мире, наша страна бы не выжила и тем более никогда бы не победила во Второй мировой войне.

Последнее противоречие стало наиболее важным для СССР. Нарочно повторюсь: для сохранения власти партийно-государственной номенклатуры и лично Джугашвили как ее верхушки нужны были обе линии.

Добуржуазные отношения в специфически советском их воплощении были абсолютно необходимы для решения двух основных задач. Во-первых, для создания сильного централизованного военизированного государства за счет его граждан (перераспределение средств из сельского хозяйства и потребительского сектора в сферы индустрии и военного производства, принудительный труд, прямое выкачивание ресурсов из населения внеэкономическими методами). Во-вторых, для формирования и упрочения власти номенклатуры. Отсюда и миллионы репрессированных, и полукрепостная деревня, и идеологическое мракобесие вкупе с культом вождя, и многое другое.

Но парадокс сталинизма состоит в том, что даже узкоклановые интересы номенклатуры и лично Сталина, не говоря уже об объективных процессах, обусловливали необходимость сохранения, поддержания и временами даже развития другой стороны медали по имени СССР - социально-творческой, социалистической тенденции. Она проявляла себя далеко не только в коммунистической риторике и красных флагах, как это сейчас изображают иные сталинисты-державники. Главным было другое: массовый энтузиазм, взлет культуры, образования и науки, самоотверженный и поистине коммунистический труд миллионов (не большинства, но миллионов) во имя светлого будущего, созидание которого тогда воспринималось многими (действительным, а не формальным авангардом!) как главная личная ценность и стимул жизни.

Я знаю - город будет,

Я знаю - саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!

Это не преувеличение поэта. Это правда. Правда СССР. Не вся. Но правда.

Почему она была нужна сталинщине?

Да потому, что это была единственная опора для некапиталистической модернизации, отвечавшей вызовам XX века. Капиталистической модернизации был бы не нужен сталинизм. Феодальная модель создания развитого индустриального общества с массовым высшим образованием, передовой наукой и высокой подлинной культурой масс - это нонсенс. Единственный путь, который был возможен для сталинской модели, - это путь мучительного, кроваво-диктаторского соединения ростков социализма и патриархальной державности.

Альтернативой этому в принципе могла быть буржуазная реставрация, что в конечном счете и произошло на развалинах СССР. Правда, капитализм у нас получается крайне своеобразный, сильно видоизмененный нашим советским прошлым, причем в основном его негативными элементами. Получилось у нас то, что называют негативной конвергенцией капитализма и «реального социализма», - соединение худшего из обеих систем.

Но была и другая - вторая - тенденция, которую отчасти можно связать с именем Троцкого, - социалистическое строительство как интернациональный проект создания нового общества прежде всего самими гражданами, снизу (хотя также при помощи партии - но не столько партийного аппарата, сколько действительных коммунистов как энтузиастов социалистического строительства).

Теоретически такая тенденция предполагала дополнение ростков социального творчества наиболее современными для той эпохи формами позднего капитализма. К их числу тогда (и это достаточно точно прорисовано в работах Ленина и некоторых западных марксистов первой половины XX века, прежде всего - Грамши) относились формы регулируемого и социально ориентированного рынка, кооперация и ассоциирование граждан, культурная революция и приоритетное развитие самых передовых технологий (в начале XX века прежде всего электрификация).

На практике эта тенденция была реализована в весьма специфическом виде. В нашей стране она присутствовала лишь в виде оппозиции и исторически недолгое время. Но как интернациональная политическая линия она оказалась достаточно сильной. Начиная с 30-х годов прошлого века IV Интернационал и выросшие из него позднее различные конфигурации троцкистских интернациональных сетей играли и играют пусть не определяющую, но серьезную роль в международном социалистическом и коммунистическом движениях. Троцкисты сделали немалый вклад в борьбу против фашистов во время гражданской войны в Испании и в европейское Сопротивление во время Второй мировой войны, они много и активно работают с европейскими профсоюзами и альтерглобалистским движением, они существенным образом поддерживали и поддерживают левые силы и правительства в Латинской Америке.

Но в России Троцкий и троцкизм, как правило, ассоциируются со словом «иудушка»... Почему и есть ли в этом иные резоны, кроме того, что Лев Бронштейн был евреем, - к этому вопросу мы вернемся позже.

А пока обозначим еще один тезис: Лев Бронштейн как особая личность также весьма далек от Троцкого как знамени последовательных коммунистов-демократов для одних и символа антирусскости - для других.

Итак, первый промежуточный вывод (автор вполне отдает себе отчет в его спорности): Октябрьская революция породила две основные потенциально возможные траектории некапиталистического развития СССР, а Троцкий и Сталин были, скорее, персонификациями, чем творцами двух моделей развертывания противоречий генезиса «реального социализма». Их роль как личностей состоит в том, что они стали политическими лидерами, выразившими в своей деятельности объективно возникшие тенденции. В случае со Сталиным эта связь проявилась особенно ярко: характерный для СССР 1930-х - начала 1950-х годов особенно кровавый вариант воплощения объективной тенденции мутации ростков социализма во многом связан с личностными качествами Иосифа Джугашвили.

А теперь - о причинах возникновения этих траекторий.

Ловушка XX века

Суть предлагаемой гипотезы я бы сформулировал так: и возникновение СССР как крайне специфической социальной системы, и его распад вызваны одними и теми же причинами. А именно тем, что в начале XX века родился такой специфический организм (сталинский «реальный социализм», или, как я покажу ниже, мутантный социализм), который был хорошо приспособлен к противоречиям эпохи индустриализма, империалистических конфронтаций и мировых войн. Но оказался абсолютно неспособным (в том его виде, который сложился в середине XX века и так и остался по сути своей сталинским) дать достойный ответ на вызовы эпохи глобализации и информационной революции.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. К числу причин возникновения именно специфического экономического и общественного строя нашей страны я бы отнес феномен, который условно назвал ловушкой XX века. Эта ловушка заключалась в следующем.

С одной стороны, мир в начале XX века, пройдя через Первую мировую войну, через начавшиеся антиколониальные движения на Востоке, через мучительные противоречия империализма на Западе (вспомним, это был период борьбы за восьмичасовой рабочий день, право свободного создания профсоюзов, минимальные социальные гарантии - все то, что ныне мы считаем атрибутами капитализма), столкнулся с необходимостью возникновения нового строя. В этом смысле, когда Ленин писал свою книгу «Империализм, как высшая стадия капитализма» и говорил о кануне социалистической революции, он был прав. Для разрешения мучительных, жестких противоречий начала XX века была необходима социалистическая революция. Не случайно, что не только в Российской империи, но и в Венгрии, Германии, на Востоке произошли мощные антиимпериалистические подвижки, революции. Закономерно и то, что социалистическая революция в России получила столь огромный и быстрый отклик в мире - при том, что тогда не было ни информационных систем, ни телекоммуникаций, а очень многие просто даже писать и читать не могли. Этот взрыв, его отзвуки отразились во всем мире, ибо они отвечали вызовам людей, их потребностям. Начались революции, реформы, был запущен процесс образования новых - «социалистических» - государств, возникли и в полную силу заявили о себе общемировые левые организации (II и III Интернационалы) и движения. В результате к 60-м годам XX века левая тенденция стала одной из двух ведущих тенденций в мировом социальном процессе.

Но с другой стороны, возможность развития по пути к качественно новому обществу была абсолютно минимальной и в мире, и в России, где ее почти не существовало. При этом я бы обратил внимание на то, что речь идет не только о материальных предпосылках - уровне индустриализации, численности рабочего класса и т.д. (в Российской империи более 80 процентов населения были заняты ручным аграрным трудом, будучи неграмотными, забитыми полурабами военно-феодального капитализма), - но и о других, обычно не акцентировавшихся феноменах.

Опыт СССР особенно явственно, хотя и с негативной точки зрения показал, что новое общество может создаваться только самими людьми снизу. Сверху, бюрократически его построить нельзя. Создание именно новых общественных отношений (а не только новых городов и заводов) самими людьми снизу я - вслед за учеными-марксистами - называю совместным, или ассоциированным, социальным творчеством. Для этого ассоциированного, совместного, сотворения новых общественных отношений и форм необходимы опыт коллективной, организованной борьбы трудящихся и высокий уровень культуры.

Поэтому, говоря об абсолютном минимуме возможности движения к новому обществу, недостаточности предпосылок позитивного созидания социализма, я обращаю внимание не только на отсутствие достаточного уровня цивилизации и нехватку индустриального пролетариата, но и на низкий потенциал социального творчества. В результате объективно возникла ловушка, когда необходимость нового общества существовала и была очень мощной, а возможность созидания свободного коммунистического общества снизу была абсолютно минимальной - если существовала вообще.

Тем не менее революционный взрыв 1917 года и последующие революции в Венгрии и Германии, освободительные движения на Востоке породили такую мощную, идущую снизу социальную энергию, что на этой энергии, на инерции этого социального взрыва мы довольно долго развивались по социалистической траектории.

Парадоксом такой мощной социальной энергии было то, что полуграмотные люди, не имевшие опыта жизни в условиях гражданского общества, создавали сами снизу Советы, органы рабочего контроля и коммуны, новые формы общественной организации в области культуры и спорта и т.д. Революция сломала барьеры и перегородки, сдерживавшие человеческие таланты, и обнаружилось, что среди солдат и крестьян, среди рабочих и рядовой интеллигенции нашлось невообразимое количество талантов, которые способны были конкурировать, соперничать с величайшими умами и профессионалами человечества.

Еще раз подчеркну: для действительного массового творчества снизу предпосылок было недостаточно, и с самого начала это социальное творчество, создание нового общества снизу шло параллельно с развитием бюрократической государственно-партийной системы, которая потом стала номенклатурой.

В результате в нашей стране пришлось решать два блока проблем.

Первый блок - тот, о котором говорится постоянно, - это ускоренное развитие промышленности, обновление сельского хозяйства, создание нового типа технологий, электрификация, налаживание централизованного планирования и национализация. Такова одна сторона дела. В рамках этой задачи можно и должно было использовать не только новые, но и современные для того времени буржуазные формы - начиная от крупных корпораций и финансов и заканчивая мелким бизнесом, розничной торговлей и, главное, кооперацией и различными формами ассоциирования производителей и граждан. (И именно здесь сталинская траектория задействовала не столько эти формы, сколько полуфеодальные механизмы патриархального коллективизма и внеэкономического принуждения.)

Но был и второй блок проблем, который отмечают гораздо реже. В первом случае вопрос «Кто - кого?» означал: государственный сектор или буржуазный? А во втором случае тот же вопрос стоял уже в другой плоскости - в сфере столкновения социального творчества, созидания нового общества снизу самими трудящимися, с одной стороны, и развивающейся государственно-бюрократической партийной надстройки (этой будущей номенклатуры), опирающейся на конформизм и мещанство масс, - с другой стороны. И если в первом случае общественный сектор (превратившийся в государственно-бюрократический) победил буржуазный, то во втором случае номенклатура, государственно-бюрократическая власть в конечном итоге победила социальное творчество трудящихся.

Но эта победа оказалась пирровой и не была окончательной: номенклатура подобна раковой опухоли на теле социального творчества народа, и если рак убивает организм, то он погибает и сам - на трупе рак паразитировать не может.

Вот почему в СССР в результате неснятости противоречий ловушки XX века возникла система с мощным внутренним потенциалом вырождения и саморазрушения. Это были прежде всего противоречия между сохраняющейся инерцией социального творчества, с одной стороны, и ростом все более мощной и самодостаточной государственно-партийной номенклатуры - с другой.

Наиболее резко это столкновение проявило себя в период сталинизма, когда в стране были максимальны и энтузиазм (это субъективное бытие социального творчества трудящихся), и тоталитарное угнетение. Так возникла общественная система, которую я назвал мутантным социализмом.

Мутантный социализм

Под приведенным термином автором понимается тупиковый в историческом смысле слова тип общественной системы, находившейся в начале общемирового переходного периода от «царства необходимости» (в частности, капитализма) к «царству свободы» (коммунизму). Это общественная система, выходящая за рамки капитализма, но не образующая устойчивой модели, служащей основанием для последующего движения к коммунизму. По-видимому, эти тезисы требуют некоторых пояснений.

Во-первых, заметим, что в странах мировой социалистической системы был искажен не некий «идеал» социализма. Речь идет о том, что реальная общеисторическая тенденция перехода к «царству свободы» и адекватные ей реальные ростки социализма (элементы пострыночной координации, в частности успешного планирования экономики, ассоциированного присвоения общественного богатства, социального равенства, новой мотивации труда, контроля трудящихся) в силу недостаточных предпосылок для своего генезиса развивались в мутантном, уродливом от рождения виде. Эти сущностные черты рождающегося нового общества (подчеркну: они не прогнозируются как утопия, а выделяются на основе анализа объективных процессов заката «царства необходимости» и позднего капитализма) не приобрели адекватных форм и не смогли развить присущий им потенциал прогресса и производительных сил, и человеческих качеств. Эти первые ростки нового мутировали (причем особенно интенсивно именно в сталинский период), приспосабливаясь к неблагоприятным для генезиса социализма внешним обстоятельствам, что и позволяет квалифицировать прошлое наших стран как мутантный социализм.

Во-вторых, обращение к термину «мутация» не случайно. Автор здесь пошел по не слишком оригинальному пути аналогий с некоторыми разработками в области естественных наук, чем грешили и марксизм («формация» и т.п.), и неоклассики. Категория «мутантный социализм» используется нами для квалификации общественной системы наших стран по аналогии с понятием мутации в эволюционной биологии. Организмы, принадлежащие к определенному виду, в том числе новому, только возникающему, обладают разнообразным набором признаков, или «депо мутаций». Такие мутации в большей или меньшей степени адекватны «чистому» виду и в зависимости от изменения среды могут стать основой для «естественного отбора», выживания особей с определенным «депо мутаций», для выделения нового вида.

В момент генезиса - начиная с революции 1917 года - рождавшееся новое общество обладало набором признаков («депо мутаций»), позволявших ему эволюционировать по разным траекториям (в том числе - существенно отклоняющимся от пути трансформации «царства необходимости» в «царство свободы»). Особенности «среды» - уровень развития производительных сил, социальной базы социалистических преобразований, культуры населения России и международная обстановка - привели к тому, что из имевшихся в «депо мутаций» элементов возникавшей тогда системы наибольшее развитие и закрепление постепенно получили процессы бюрократизации, развития государственного капитализма и другие черты, породившие устойчивую, но крайне жесткую, не приспособленную для дальнейших радикальных изменений систему. В результате возник мутант процесса генезиса «царства свободы» (коммунизма).

Так сложился организм, который именно в силу мутации был, с одной стороны, хорошо приспособлен к «среде» России и мировой капиталистической системы первой половины и середины XX века, но с другой (по тем же самым причинам) - далек от траектории движения к коммунизму, диктуемой закономерностями и противоречиями процесса нелинейного отмирания.

В результате в СССР сформировался строй, который мог жить, расти и даже бороться в условиях индустриально-аграрной России, находящейся в окружении колониальных империй, фашистских держав (победа в Великой Отечественной войне - самый наглядный тому пример) и т.п.

Но в силу тех же самых причин (мутации «генеральных», стратегических социалистических тенденций) этот «вид» не подходил для генезиса научно-технической революции, он не мог дать адекватный ответ на вызовы глобальных проблем, обеспечить решение проблем качества жизни во всех его слагаемых. Именно в этом контексте и встает вопрос об иной - второй из названных нами - тенденции генезиса социализма. О причинах ее непобеды в прошлом веке и актуальности для века нынешнего.

Но об этом ниже. Здесь же, завершая характеристику «реального социализма» как мутации процесса генезиса нового общества, подчеркнем: сказанное - не осуждение прошлого (хотя мы осуждаем самым решительным образом тиранов-сталиных, порожденных той эпохой, и не менее - их прихлебателей). Это констатация исторического факта: первая попытка прорыва в будущее породила такое общество.

В этом чудовищно интенсивном противоречии ростков и мутаций социализма - тайна нашего прошлого.


Похожие статьи
Троцкий и Сталин: два лика Революции. Часть вторая
Демократический социализм
Запорожские социалисты отпраздновали годовщину Великого Октября
Нет у революции конца
СОЦИАЛИЗМ – В ЧЕМ ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА?
 
Саша   | 14.05.2013 / 13:09
ШОК! ЕВГЕНИЙ ЧЕРНЯК: МОЙ ТАЙНЫЙ ВЫЗОВ ВЛАСТИ
КАК Я ХОТЕЛ СТАТЬ ЗАПОРОЖСКИМ БЕРЕЗОВСКИМ
http://goloschernyakazp.com/

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум